Испокон веков люди придавали большое значение сохранению памяти об ушедших поколениях, имён предков. Интерес к своему роду, семье всегда считался естественным. Трепетное отношение к заветам предков, почитанию их памяти вырабатывалось столетиями, благодаря чему семейный быт нашего народа отличался крепкой традицией. Всякую благочестивую семью скрепляют три уровня отношений: духовное строительство, выстраивание взаимоотношений между членами семьи и экономическое благоустройство. На первом месте стояла именно духовная жизнь семьи, накладывавшая отпечаток на всё остальное.
Из поколения в поколение передавались семейные истории, память о далеких предках. В семейных поминальных церковных книжечках часто сохранялось до нескольких сот имён родственников, живших в предшествующие 100-150 лет. Причем это не зависело от степени богатства, даже наоборот.
Нравственное падение людей начинается с потери уважения к предкам, их делам, достижениям. За годы безбожия был разрушен духовный фундамент государства. Вместе с сословиями уничтожена и память о них. Нравственные и идеологические противоречия между отцами и детьми вышли на первое место. Родовая связь рассматривается как нечто чисто механическое, разлагается и разрушается сущность семьи, умолкает здоровый голос кровного родства.
Возможно ли восстановить родовое чувство?
Как возродить у людей интерес к своему происхождению, корням, к истории своей семьи и страны?
Актуально ли это сейчас?
Когда и с чего нужно начинать эту работу?
Особенно актуальны эти вопросы в России. Поиску ответа на эти вопросы и была посвящена 2-я Всероссийская генеалогическая выставка, проходившая в Брянском объединенном краеведческом музее летом 2006 года. Особое внимание уделялось детям. К открытию выставки в Брянской области прошел конкурс среди школьников и студентов «Горжусь корнями древними своими». Среди работ юных конкурсантов были как дворянские, так и крестьянские родословия.
После революции 1917 года содержание учебников по истории было целенаправленно изменено. Перед школой была поставлена задача - оправдать необходимость совершенного большевиками переворота: сначала - свержения царя, а затем и Временного правительства. Молодое поколение должно было не гордиться предками, а показать ничтожность их устремлений, их жизненных интересов. Семейственность, семейное предание по сути дела были разрушены. Естественно, было ослаблено и родовое чувство, то есть был нарушен фундамент семьи, которая искала опору в традиции, в истории. С отречением от старого мира отреклись и от отцов, от дедовских заветов.
Давайте вспомним дореволюционную историю наших народов, населявших западную часть тогдашней России, то есть Белоруссию, Украину, Литву и Польшу. Она представляла собой сплошную череду смен местных и зарубежных властей, языковых и юридических предпочтений. Тем не менее, нравственные и семейные отношения были незыблемыми. Незыблемость происходила от того, что здоровый дух воспитывался в семье с детства. Человеческий опыт показывает, что безнравственно воспитанный ребенок не станет порядочным человеком. Вернуться назад почти нельзя. В этом отношении в России недавно был показан фильм по повести Б.Стругацкого “Дикие лебеди”. Отцу не удалось вернуть в свой мир дочь, воспитывавшуюся с детства в элитарном заведении.
Кто же в семье является главным ответственным за воспитание ребенка? Если судить по физическому контакту, то, конечно, – мать. Если судить по психологическому контакту, то отец. Это очень хорошо показывает в своих работах известный белорусский ученый – А. Хиневич. Процитирую его абзац.
“Когда видят чудо, созданное руками человека, что человек невольно произносит? Он говорит: «О батюшки!». Он вспоминает своего отца, потому что мужчины всегда были созидателями. Они создавали на родной земле все чудеса. Вы заметьте: они все трудились, они вкладывали душу, плоды своего труда, они передавали фамилию”.
Мы все знаем, что кавказские народы не бросают своих родственников в беде. Вот что пишет А. Хиневич по этому поводу.
“Но, заметьте, что есть хорошего у кавказских народов? Умение жить родовыми устоями и родовыми законами. Неважно, какие законы прописаны в государстве. Для них важнее соблюдение родового закона. Слово старшего в роду – это и есть закон. Но ни один старец рода никогда не пожелает вреда или гибели своему роду. То же самое всегда было у славян и ариев”.
Я обращаюсь к посетителям нашего cайта вот по какому поводу.
Мне 77 лет. Мои предки из с. Куренец Вилейского района современной Белоруссии. Так случилось, что о своих предках я узнал от своего дяди незадолго до его смерти. Он открыл тайну нашего дворянства. До этого наше происхождение скрывалось, чтобы не портить пролетарскую биографию. При Горбачеве, когда еще был СССР, я съездил в Исторический архив Литвы и нашел генеалогическое древо рода Гурчинов, которым в 1837 году занимался мой прапрадед Фадей. На древе приведены все Гурчины, начиная примерно с 1600 года. Я посчитал это как наказ предка уточнить древо через 150 лет. Итогом этой работы стало создание сайта рода Гурчинов – http://gurchiny.narod.ru.
Основной костяк рода по прежнему проживает на исторической родине – сегодняшней Литве.
Выяснилось, что среди Гурчинов простых однофамильцев нет. Как не печально, но большая часть информации о Гурчиных Литвы (по литовски – Гурчинасов) была получена в советское время. Я надеялся, что восстановление независимости Литвы возродит интерес к восстановлению родовых связей. Если посмотреть на генеалогическое древо на сайте рода Гурчинов, то можно увидеть еще много голых веток, не имеющих продолжения. Почти всем Гурчиным, числящимся в телефонных и почтовых справочниках Литвы были разосланы письма с предложением подключиться к омоложению древа. Большая работа предстоит по трансляции сайта и древа на литовский и польский язык.
По переписи населения и телефонным справочникам, число Гурчинов на душу населения больше всего в Белоруссии в Лидском районе. Большая вероятность в том, что можно найти родственные связи как раз на границе Литвы и Белоруссии. Попытки связаться с лидчанами оказались малоуспешными. Только три человека откликнулись, но они ничего не знают о своих предках и тем более о “благородном” происхождении. И все это в 100 км от границы с исторической родиной. Что вытравило у лидчан исторически традиционное почитание своих предков? Возможные причины лежат в советской власти. Сейчас не стоит вопрос “Кто виноват”, а “Что делать”. История народов показывает, что надо исправлять положение. Это потребует затрат труда и образования. Надо связываться с библиотеками и архивами. Один из лидчан, кто поддерживает со мной контакт, попытался обзвонить Гурчинов и предложить подключиться к поискам, но заинтересованности не нашел. Некоторые жаловались на трудную жизнь и им не до предков.
Я надеюсь, что после публикации этой статьи найдутся энтузиасты – патриоты своей родины, в самом прямом смысле. Поскольку от молодежи, их детей зависит духовность родины, то их тоже надо привлекать поисковой работе. В этом отношении показателен пример привлечения школьников к генеалогии, приведенный в материалах 2-й Всероссийской генеалогической выставки, проходившей в Брянском объединенном краеведческом музее летом 2006 года. Особое внимание уделялось детям. К открытию выставки в Брянской области прошел конкурс среди школьников и студентов «Горжусь корнями древними своими». Работы трех победителей заняли достойное место в экспозиции. Первое место присуждено студенту-первокурснику политехнического колледжа Андрею Бобунову, составившему родословное древо из 28 поколений и дошедшему в своих изысканиях до князя Редеди, воспетого в «Слове о полку Игореве». Второе и третье место досталось учащимся брянских школ. Школьница, занявшая третье место, обнаружила, что является праправнучатой племянницей Тараса Шевченко. Среди работ юных конкурсантов были как дворянские, так и крестьянские родословия.
Я думаю, что почин брянцев достоин подражания среди литовцев, поляков, украинцев, белорусов и, конечно, русских. Гурчины – славный род, в нем много тех, кем достойно гордиться.
Надеюсь, что родословные веточки всех Гурчинов будут подняты с земли и прикреплены к достойному древу рода. Я надеюсь, что в этом вопросе окажут большое содействие товарищества и братства литовцев, поляков, русских, украинцев и белорусов в разных странах. В силу исторических причин Гурчины стали иметь разное гражданство, разные варианты написания фамилии, однако родина у них одна – родство и первородная фамилия одна – Hurczyn.
|
|
|